Такие разные наличники…

   Россия издавна считается страной лесов. Деревья использовали как строительный материал, на бытовые нужды, как топливо. Даже в слове «деревня» слышится «дерево», и соответственно все деревенские постройки были деревянными. Не могли люди не заметить красоты дерева как материала для создания произведений искусства. На сохранившейся деревянной новгородской колонне 11 в. встречаются резные изображения грифона и кентавра, что уходит корнями в языческую мифологию. И высокое художественное мастерство резного декора  колонны говорит о предшествующем длительном периоде развития монументально-декоративной резьбы у древних славян. Исследователи усматривают сходство резной новгородской колонны с белокаменной резьбой русских соборов 12-13 вв. В русском искусстве, будь оно народное, религиозное или светское, наблюдаются черты взаимовлияния.

   Из письменных сохранившихся источников (рисунков, планов городов) 17 в. можно сделать выводы, что рядовые постройки в городах и деревнях не имели снаружи богатого резного декора. Украшались больше церковные постройки, дворцы, хоромы. Почти все сохранившиеся рядовые постройки с наружным узорочьем относятся к 19 в. Дома украшались по-разному. Это зависело от типа построек (северные архитектурные постройки отличаются от построек южной и средней полосы); мастеров, которые несли с собой те или иные традиции; материального достатка (за декоративное убранство постройки резчик мог взять ¼ стоимости самого дома). Были выдающиеся резчики, которые придумывали всю композицию, и были те, которые копировали удачную резьбу.

    Декорировали наличники, ставни, фризы, причелины, охлупни, ворота, крыльца… Все зависело от конструкции дома и от мастерства резчика. К примеру, дома русского Севера декорировались мало, тут больше встречается роспись. По площади это были большие, многофункциональные постройки, и трудно было богато украсить такое строение резьбой. Наблюдается повсеместно, что чаще и богаче украшали резьбой или росписью фасады домов.

   Различают несколько типов резьбы, которые встречаются в декорировании наружного убранства домов:

- Рельефная или «глухая», «долбленая» резьба, или, закрепившееся за ней  историческое название «корабельная резь». Задуманная композиция выполняется по памяти от руки или с помощью предварительного эскиза, который разными техниками может переводиться на дерево. После этого изображение подрезается по контуру и фон удаляется на задуманную глубину, края рельефа могут заканчиваться прямым срезом или заоваливаться. Затем поверхность изображения моделируется, и прорабатываются детали, где применяется уже контурная и выемчатая резьба.

- Накладная резьба. Характеризуется наложением на гладкую основу отдельно изготовленных заранее элементов. Накладываемые элементы могут быть выполнены в разных техниках: глухой, пропильной резьбы.

- Прорезь или пропильная, сквозная, ажурная резьба. При прорези рисунок пропиливается по трафарету на гладкой тонкой доске.

   Когда старые суда стали постепенно вытесняться пароходами и баржами, волжские резчики, которых приглашали для украшения кораблей, стали работать в деревнях. Очевидно сходство сохранившихся фрагментов резного декора судов и архитектурных памятников по техническим приемам, высокому мастерству, многим орнаментальным и изобразительным мотивам. Техника резьбы и многие сюжетные композиции происходят из глубокой древности, но большинство исследователей относят появление глухой резьбы в декоре крестьянских домов Поволжья к 19 в. Иногда можно проследить в одном наличнике сочетание элементов классической архитектуры (колонок) и мифологических существ (птиц). Но это не вызывает ощущения несовместимости одного с другим. Изображение смотрится единым целым, благодаря виртуозности мастера, который сумел каждую деталь подчинить единому ритму композиции.

Наличник окна светелки крестьянской избы. Вторая половина 19 в. Горьковская обл.

Наличник окна светелки крестьянской избы. Вторая половина 19 в. Горьковская обл.

   Более старые дошедшие до нас избы украшены, в основном, выемчатой и сквозной резьбой. «Корабельная резь» в юго-восточных районах Нижегородской губернии сменяется к 90-м годам 19 в. накладной резьбой. И к началу 20 в. распространяется пропильная резьба, или прорезь.

   Интересно проследить украшение архитектурного убранства домов на примере наличников города Верхотурья, одного из древнейших городов Урала. В Верхотурье наличники представлены разными типами, часть из которых воспроизводит образцы 2-й половины 19 в., другие представляют типы построек, возведенных до революции и несколько позднее. В большинстве своем верхотурские наличники датируются первыми десятилетиями 20 в. Наличники Верхотурья играют ведущую, часто и единственную, роль в украшении фасадов жилых домов.

   Наличники с прямоугольной лобовой доской, украшенной симметрично глухой резьбой в виде «полусолнца» и солярных знаков в четверть окружности, можно отнести к одному из ранних типов наличников, получивших распространение в Верхотурье.

Наличник. г. Верхотурье. Нач. 20 в.

Наличник, г. Верхотурье. Нач. 20 в.

Другой тип наличников, богато украшен пропильной резьбой, которая присутствует и в накладываемых элементах.

Наличник. г. Верхотурье. Нач. 20 в.

Наличник. г. Верхотурье. Нач. 20 в.

Пример дома в Верхотурье с поддержкой богатого прорезного наличника ажурным подкарнизным фризом.

Наличник. Верхотурье. Нач. 20 в.

Наличник. Верхотурье.
Нач. 20 в.

Лобовую доску наличника украшают накладные драпировки с кистями.

Наличник. Верхотурье. Нач. 20 в.

Наличник. Верхотурье.
Нач. 20 в.

Наличник с накладными элементами и прорезной резьбой.

Наличник. Верхотурье. 20 в.

Наличник. Верхотурье.
20 в.

Наличник, обрамленный резными балясинами в сочетании с ажурной резьбой.

Наличник. Верхотурье. 1920 год.

Наличник. Верхотурье.
1920 год.

      Если кратко подытожить, то наличники несут в себе декоративную функцию обрамления оконного проема; в деревянных постройках закрывают щели между стенами и оконными коробками.

   Самая простая схема наличника выглядит так:

100_7436

1). Фронтон;

2). Вертикальные тяги;

3). Подоконная часть.

    Наличники имеют свою терминологию. Есть «ушастые» типы наличников; встречаются декоративные детали, свойственные разным архитектурным стилям. Конструкция наличника может усложняться или упрощаться, обогащаться деталями, в зависимости от замысла автора.

Схема наличника со ставнями.

Схема наличника со ставнями.

Тема декорирования наличников актуальна и по сей день.

Используемая литература:

  1. Бибикова И. М. Монументальная резьба по дереву // Русское декоративное искусство: в 3 т. / под ред. А. И. Леонова. Т. 3. – Москва: Издательство Академии художеств СССР, 1965. – С. 185-200.
  2. Данилова Людмила. Окно с затейливой резьбой: книга для учащихся старших классов. – Москва: Просвещение, 1986. – С. 128.
  3. Золотов Е. К. Памятники Верхотурья. – Екатеринбург: Архитектон, 1998. – С. 160-165.
  4. Круглова О. Русская народная резьба и роспись по дереву. – Москва: Изобразительное искусство, 1974. – С. 7-9.
  5. Популярная художественная энциклопедия. — Москва: Советская энциклопедия, 1986. — С. 46.

Фотоматериалы:

  1. Золотов Е. К. Памятники Верхотурья. – Екатеринбург: Архитектон, 1998.
  2. Круглова О. Русская народная резьба и роспись по дереву. – Москва: Изобразительное искусство, 1974.
  3. Фото из архива автора.

 

 

 

 

Share this post for your friends:
Friend me:

Такие разные наличники…: 8 комментариев

  1. Уважаемый администратор сайта roshkova.ru
    Меня зовут Сергей Митриченко.
    Я занимаюсь поисковой оптимизацией и продвижением сайтов в сети интернет.
    Моим клиентам требуются качественные ссылки для продвижения их сайтов в поисковых системах. Поэтому я позволил себе обратиться к Вам. Меня интересует покупка ссылок со страниц Вашего сайта. Чтобы избежать возможных подозрений, предлагаю воспользоваться биржей ссылок «Sape.ru».
    Подробности о ее работе можно узнать по ссылке
    После добавления Вашего сайта, он станет доступен для поиска и я смогу купить нужные мне ссылки.
    С уважением, Сергей Митриченко.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>