Тагильская роспись

Истоки. По велению Петра I в 1698 г. на реке Нейве было начато строительство Невьянского завода.

Ф. А. и В. А. Худояровы. Столик. 1985 г. Нижнетагильский государственный музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала.

Ф. А. и В. А. Худояровы.
Столик. 1785 г.
Нижнетагильский государственный музей-заповедник горнозаводского дела Среднего Урала.

В 1702 г. по царскому указу Невьянский завод был передан во владение тульскому кузнецу Никите Демидову. Затем появляются Выйский медеплавильный и крупнейший на Урале Нижнетагильский железоделательный заводы… С ростом производства увеличивалось количество рабочих рук. С разных мест России съезжался к Демидовым трудовой люд: крестьяне, притесняемые феодальным гнетом, и конфликтующие с официальной церковью раскольники. Н. Демидов добился, ссылаясь на оборонный указ, права покупки крепостных и найма свободных, пришлых людей. С Демидовыми не связывался даже В. Н. Татищев: заводчики не выдавали беглых.

   Среди пестрого населения заводских поселков выделялось 3 группы: тульские и подмосковные металлурги; кержаки-старообрядцы и сформировавшиеся позднее киевско-черниговские крестьяне.

   Производство ширилось. Для бытовых нужд стали создавать тазы, лопаты, ведра… Потребности населения растут, и вот уже у лавочников появляются расписные подносы, шкатулки, табакерки.

   Первоначально на роспись шла медная и латунная посуда. Ее расписывали при помощи чеканов орнаментальными узорами с райскими птицами, добрыми молодцами и девицами. Постепенно медную посуду вытесняет железная. Выделка листового железа и жести ускорилась, благодаря В. де Геннину, который позаимствовал в Саксонии плющильные машины.

   За росписью закрепилось несколько названий: уральская роспись по металлу, горнозаводская роспись. Самое ходовое название «тагильская роспись» объясняется основным ее местобытованием: и концентрацией ведущих мастеров, в том числе династии Худояровых, славящейся изобретением знаменитого лака; и количеством и качеством продукции.

   На зарождение и развитие росписи оказала влияние иконопись, народное художественное творчество и то, что она формировалась в особой среде: не деревенской или посадской, а горнозаводской.

Худояровский лак. Лак, не уступающий по своим свойствам, по заметкам путешественников, китайскому лаку, и превосходящий европейский лак. Были попытки исследователей открыть секрет приготовления лака, но полностью узнать состав так и не удалось. Худояровский лак называют «тагильским», «сильным», «мистическим», «белым», «хрустальным», «стеклянным». Лак не имеет желтоватого оттенка и действительно прозрачен, как хрусталь или стекло; устойчив к смене температуры, обладает высокой прочностью, проверенной временем. Версии происхождения лака разные. Существует западная и восточная версия. Рецептуру могли разузнать Демидовы из европейских поездок или из рассказов путешественников. Секреты лака могли быть подсказаны на Ирбитской ярмарке, куда съезжалось много иностранцев с Востока. Свидетельства очевидцев о высоком качестве, не уступающем китайскому, склоняют к восточной версии происхождения лака. Но рецептура лака уникальна, и авторство приписывают старейшему из династии Худояровых, Андрею Степановичу, перебравшемуся на Урал из костромского Заволжья. Состав изготовления лака мастера держали в секрете, и передавались знания устно узкому кругу лиц. В ходе исследований удалось установить, что в состав лака помимо прочих компонентов входил копал. Секрет приготовления лака крылся и в точной дозировке, которую установить не удалось. Новаторской является и горячая технология приготовления лака. Для ускорения высыхания в лак добавлялись сиккативы, остывшую загустевшую массу разбавляли скипидаром. Так же новшеством был горячий способ лакирования, когда изделия ставили в специальные печи для просушки лака. Над ученым-путешественником П. С. Палласом даже пошутили мастера: они раскрыли ему секрет приготовления горячим способом не прозрачного, а черного лака, и он опубликовал этот рецепт как худояровский лак.

И. Ф. Худояров. Шкатулка с сюжетной росписью. Середина 19 в.

И. Ф. Худояров.
Шкатулка с сюжетной росписью. Середина 19 в.

   Техника росписи. В 1-й половине 19 в. в тагильской росписи, переживающей период расцвета, различают два направления. Одно направление, его еще называют классическим, тяготеет к многослойной росписи, основывается на классических сюжетах. Копирование сюжетов перешло в роспись именно от классического направления. Оно насаждалось Демидовыми, и ему следовали известные мастера, прославившие промысел: Худояровы, Дубасниковы, Перезоловы. Другое направление тяготеет к народному «маховому» письму в один мазок. Здесь распространены цветочные композиции. Приемы «махового» письма переносились с деревянной и берестяной утвари на металл, поэтому очевидно сходство уральской или урало-сибирской народной росписи, появившейся ранее, с тагильской. Классическое веяние облагораживало народное направление, вносило разнообразие, усложняло «маховое» письмо. В настоящее время в тагильской росписи применяется двух-трехцветный кистевой мазок, который дает богатую палитру, возможности светотеневой игры, так называемого эффекта «свечения», уводит от простоты «махового» письма и в то же время оставляет связь с народным и многослойным классическим направлениями.

Светлана Контур. Поднос. 21 в.

Светлана Контур.
Поднос. 21 в.

   Выполнялась роспись в такой последовательности: сначала наносились цветовые пятна (есть версия, что первоначально такие пятна наносились пальцами), затем подмалевок обрабатывался тенями и пробелами, и потом шла окончательная отделка чертежкой: мелкими темными штрихами и бликовкой: светлыми штрихами.

   Трафарет, в большей степени присущий фольклорному направлению, ускорял работу мастеров. И в настоящее время применяют трафареты как дополнительные орнаментальные мотивы и целые отдельные композиции.

М. Г.Маркина. "Демидовский". 1990-е. Екатеринбургский музей изобразительных искусств

М. Г. Маркина.
«Демидовский». 1990-е.
Екатеринбургский музей изобразительных искусств

   Был период, когда уральские мастера перенимали цветочные композиции жостовских мастеров, при этом оставляя «маховое» письмо в один мазок; это не пошло промыслу на пользу, и такую практику оставили в прошлом.

   Опыт дополнительного обучения в Федоскинской школе оказался удачным: ученицы оттачивали приемы пейзажной техники, сюжетных композиций, перенимая навыки мастерства без слепого подражания, сохраняя уральскую идентичность.

Л. Харламова. Глухари. 21 в.

Л. Харламова.
Глухари. 21 в.

Л. Харламова. Поднос. 21 в.

Л. Харламова.
Поднос. 21 в.

   В настоящее время существует несколько вариантов цветочных композиций и большое разнообразие сюжетных тем: копии работ известных художников, самостоятельные пейзажи, портреты, натюрморты, бытовые, исторические сцены.

С. Попова. Хозяйка Медной горы. 21 в.

С. Попова.
Хозяйка Медной горы.
21 в.

М. Г. Маркина. Копия по мотивам картин Ф. Буше. 1994 г.

М. Г. Маркина.
Копия по мотивам картин Ф. Буше.
1994 г.

О. А. Рябинина. "Голубые цветы". 1990 г.

О. А. Рябинина.
«Голубые цветы».
1990 г.

 Развитие промысла. Промысел зародился в 18 веке. Сын основателя династии заводчиков Никиты Акинфий Демидов способствовал развитию промысла. Он коллекционировал картины, изысканные предметы; советовался по развитию росписи с живописцем Мироном Аврамовым. Никита Акинфиевич Демидов в 1778 г. распорядился самым способным мастерам Журавлеву и Худояровым дать учеников. А в 1779 г. Н. А. Демидов выслал из Москвы набор «копировальных образцов» — 19 листов «разных цветков…». Сын Никиты Акинфиевича – Николай Никитич Демидов организовывает в Нижнем Тагиле школу живописи. Преподавателем назначили выпускника Академии художеств Василия Ивановича Албычева. Школа просуществовала недолго: 14 лет, но это было второе заведение в России после школы живописи А. В. Ступина, где обучали детей крепостных служащих. Двое наиболее способных учеников школы Павел Баженов и Яков Арефьев впоследствии учились в Академии художеств. Демидов пополнял школу наглядными пособиями: гипсовыми и алебастровыми моделями, гравюрами. Так, например, в 1814 г. школа пополнилась набором эстампов Рафаэлевой галереи. По истечении контрактного срока с В. И. Албычевым преподавать взялись самые способные ученики: П. Баженов и Я. Арефьев. Воспитанники набирались в школу из тагильских мастерских и со всех демидовских заводов после предварительного экзамена. Преподаватели закладывали основы академического рисунка и многослойного письма, которые применялись в сюжетных сценах. Надо отдать должное учителям: воспитанники занимались не только копированием классических сюжетов и составлением цветочных композиций, но и разработкой бытовых сцен: летней страды, хороводов, одиноких путников на постоялом дворе, веселых застолий, пересудов у колодца… Самым способным и прославившимся учеником оказался Степан Худояров. Его мозаичные панно на сводах Исаакиевского собора и храма Христа Спасителя, в парадных анфиладах Зимнего дворца получили мировое признание. Школа закрылась, вероятно, по причинам, что мужское население отвлекалось от горнозаводского производства и ужесточением правил приема в Академии художеств: крепостные на обучение не принимались. И самые способные ученики утрачивали интерес к занятиям в школе без дальнейших перспектив обучения в Академии.

Неизвестный автор. "Сцена у фонтана". Первая половина 19 в.

Неизвестный автор.
«Сцена у фонтана».
Первая половина 19 в.

С. Дубасников. "Отъезд детей Типпо-Саида из Зенаны". 1830-е гг.

С. Дубасников.
«Отъезд детей Типпо-Саида из Зенаны».
1830-е гг.

   Наметилась и феминизация промысла. Женщины организовывали мастерские. И если батальные сцены получались эффектнее у мужчин, то в цветочной росписи женщины не уступали и часто превосходили их.                              

   Сын основателя школы, Анатолий Николаевич Демидов, получивший при жизни титул итальянского князя Сан-Донато, был тонким ценителем и коллекционером предметов искусства. Он показывает двум пейзажистам П. Венедецкому и В. Раеву уральские заводы, которые они изображают в индустриальных пейзажах. Эти пейзажи-картины вдохновляют местных рисовальщиков на новые темы.

   В 1836 г. на московской выставке впервые рядом с тагильскими подносами экспонировались жостовские. Это положило начало конкурентной борьбе между двумя промыслами.

   Тагильские подносы быстро распространялись в России, экспортировались и за границу. Покупатели были разные: от простых мещан до дворян.

   Во 2-й половине 19 в., после проведения реформы 1861 г., ситуация с промыслом ухудшилась. Демидовы стали равнодушно относиться к промыслу. Они не желали покровительствовать бунтарской, высмеивающей гротескно пороки властей предержащих, живописи. И тем самым классическое направление в росписи перестало пополняться свежими идеями. Художники, следовавшие этому направлению, перестали получать помощь от Демидовых. Лаковая роспись стала упрощаться и сводиться к «маховому» письму и засилию трафаретов. Даже гравюры не копировали, как прежде, а переводили через трафарет. Но оставались художники, следовавшие классическому направлению и по-прежнему получавшие медали на выставках. Среди них: К. И. Кайгородов, С. П. Голованов, А. C. Перезолов, братья Деевы, Н. Серебряков. В 19 — первых десятилетиях 20 в. крупные артельно-кооперативные фирмы занимали доминирующее положение, но оставались и небольшие семейные заведения. Первая мировая война, революция и  Гражданская война стали причиной угасания промысла. Но в годы новой экономической политики (НЭПа) ситуация улучшилась. Действуют заведения, выпускающие подносы. Среди множества артелей уцелели две: «Пролетарий» (основанный в 1925 г.) и «Красная заря» (основанная в 1926 г.). В 1930 г. все металлообрабатывающие кооперативы в Нижнем Тагиле объединились в артель «Металлист». Качество изделий при этом не улучшалось, использовалось все то же «маховое» письмо и трафаретная техника. В годы Великой Отечественной войны подносы изготовлялись небольшими партиями для госпиталей и военачальников. После 1943 года, когда наметился переломный этап в войне, в 1944 г. в Нижнем Тагиле было открыто Уральское училище прикладного искусства. В 1957 г. артель «Металлист» была реорганизована в завод «Эмальпосуда». В 1968 г. вышло постановление Совмина СССР, содержавшее программу оздоровления и развития ремесел, и с этого времени начинается постепенное возрождение промысла, утратившего былую славу. Был привлечен Московский НИИ художественной промышленности, московская художница А. В. Бабаева, реставрировавшая технику исконного мазка. Вклад внес краевед И. А. Орлов, который собирал у тагильских мастериц зарисовки композиций, цветовую гамму. А. В. Бабаева взяла в помощь мастериц А. Афанасьеву и Т. Юдину. А. В. Афанасьева впоследствии выпустила много учениц.

А. В. Афанасьева. Поднос. Екатеринбургский музейный центр народного творчества "Гамаюн"

А. В. Афанасьева.
Поднос.
Екатеринбургский музейный центр народного творчества «Гамаюн»

Тамара Юдина стала первооткрывательницей рябиновой композиции на подносах.

Т. В. Юдина. "Тамара". 1994 г.

Т. В. Юдина.
«Тамара». 1994 г.

В училище открылась специализация по художественной росписи металлоизделий, и работы дипломников говорили о развитии сюжетных композиций. Интересна дипломная работа Г. П. Бабина, где художник запечатлел изобретателя велосипеда легендарного Артамонова, прославившего Нижний Тагил.

Г. П. Бабин. "Артамонов - первый изобретатель велосипеда". 1976.

Г. П. Бабин.
«Артамонов — первый изобретатель велосипеда». 1976.

В 1978 г. тагильские подносы были признаны лучшими на ВДНХ СССР, и А. В. Афанасьевой, автору подносов, была вручена бронзовая медаль. Сюжетные композиции ширились: были специальные олимпийские заказы, к юбилею исторических событий, памятные даты. Т. Шарф стала разрабатывать композиции с птицами. И. Г. Смыкову отличает индивидуальный почерк: мастер пишет подносы с лубочными сюжетами и использует технику 2-3 слойного мазка.

И. Г. Смыкова. "Маруськина любовь". 1990 г.

И. Г. Смыкова.
«Маруськина любовь».
1990 г.

В 1992 году существование завода «Эмальпосуда» в прежнем виде прекращается, и коллектив подносного цеха выделяется в товарищество «Метальная лавка». Помимо «Метальной лавки» существуют и другие организации тагильской росписи, но выдерживает время «Метальная лавка». Удается найти состоятельных заказчиков, как в России, так и за рубежом. Продукция тагильчан экспонировалась в Дели (1992 г.) и Праге (1995 г.)

   В настоящее время существует несколько организаций: «Тагильский поднос», реорганизованный из «Метальной лавки» (директор Е. Ромашко); «Лаковая живопись Урала» (директор В. С. Анищенко); «Лаковая живопись Тагила» (директор Н. Чистякова); Цех художественной росписи при заводе НТМК (руководитель Н. Петухова) и частные лица. Тагильскую роспись можно увидеть на ИННОПРОМе, на ежегодных российских ярмарках и выставках; есть зарубежные заказы. Во время написания статьи открылась выставка-конкурс в Нижнетагильском музее изобразительных искусств «Музей на зеркале подноса» (28.11.14-15.01.2015).

Поднос с выставки "Музей на зеркале подноса". Копия с картины А. Мухи, г. Нижний Тагил. 2014 г.

Поднос с выставки
«Музей на зеркале подноса». Копия с картины А. Мухи,
г. Нижний Тагил. 2014 г.

Подносы с выставки "Музей на зеркале подноса", г. Нижний Тагил. 2014 г.

Подносы с выставки
«Музей на зеркале подноса»,
г. Нижний Тагил. 2014 г.

Тагильская роспись хранится в музеях страны,  зарубежных и российских частных коллекциях, созданном в 1989 г. в Нижнем Тагиле специализированном музее в реконструированном доме Худояровых.

 

Используемая литература:

  1. Барадулин В. А. Уральская народная живопись по дереву, бересте и металлу. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982.
  2. Барадулин В. А. Уральский букет: народная роспись горнозаводского Урала. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987.
  3. Дмитриев А. В., Максяшин А. С. Тагильская роза. История «лакирного дела» на Урале. – Екатеринбург: Старт, 2000.

Фотоматериалы:

  1. Барадулин В. А. Уральский букет: народная роспись горнозаводского Урала. – Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1987.
  2. Дмитриев А. В., Максяшин А. С. Тагильская роза. История «лакирного дела» на Урале. – Екатеринбург: Старт, 2000.
  3. Фото из архива автора статьи.
Share this post for your friends:
Friend me:

Тагильская роспись: 4 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>