Ростовская финифть

   Город Ростов, которого называют  еще Великим или Ярославским (по названию области) расположен к северо-востоку от Москвы и имеет древнюю одиннадцативековую историю. В Ростове есть выдающиеся памятники архитектуры. Славится город и творениями народных умельцев.

   Первые упоминания о ростовской финифти относятся к 18 веку. Уже тогда она ценилась очень высоко, и изделия поступали на хранение в Московскую Оружейную палату.

   Финифтью на Руси называли эмаль, применяемую в ювелирном искусстве, и художественные изделия из различных металлов, декорированные ею. Слово финифть имеет греческое происхождение и означает «блестящий камень». При ее создании масса стеклянного порошка, разведенного водой, наносится на обработанную металлическую поверхность и обжигается до появления стекловидного слоя. Расписная финифть – миниатюрная живопись огнеупорными красками по эмалевому фону. Она хрупкая, но устойчивая к внешним изменениям климата: влаге, жаре; и проверена на прочность временем.

   В создании большинства изделий принимают участие два человека: живописец и ювелир, обрамляющий изображение тонким орнаментом металлической филиграни (узора из проволоки) и зерни (мелких золотых, серебряных или медных шариков, напаянных на филигрань).

   До середины 19 в. мастера по финифти создавали преимущественно культовые предметы: потиры и чаши, митры и посохи, крестики и небольшие иконки, накладки на обложки богословских книг. Работы того времени отличались яркими колоритом и декоративностью, народной трактовкой сюжетов.

1. Оклад. 18 в. 2. Митра. 19 в.

1. Оклад. 18 в.      2. Митра. 19 в.

 

Потир. 19 в.

Потир. 19 в.

   Революция в России стала тяжелым временем для промысла. Ростовская финифть стала возрождаться в первые годы Советской власти. Много сделал для восстановления промысла известный советский художник Сергей Васильевич Чехонин. Он заново открывал забытые приемы и формы 18 в. Он создавал интересные работы с росписью цветами по темно-синему фону. В последствии многие ростовские эмальеры использовали эти мотивы в своем творчестве (к примеру, коробочка «Цветы» Н. А. Карасева).

Н. А. Карасев. Коробочка "Цветы". 1937

Н. А. Карасев.
Коробочка «Цветы».
1937 г.

Мастерам удалось сохранить промысел, и, объединившись, они вновь восстановили артель, которая существовала в 19 в. Артель переросла в народный художественный промысел «Ростовская финифть», и образовалась фабрика с одноименным названием.

А. А. Назаров. Коробочка "Юбилейная". 1937

А. А. Назаров. Коробочка «Юбилейная». 1937

  Советское время. Мастера фабрики «Ростовская финифть», сохраняя традиции, вводят новые мотивы в цветочно-орнаментальные композиции, разрабатывают тематические сюжеты; создают разнообразные изделия. Это и миниатюрные коробочки, пудреницы и более крупные по размерам пластины, плашки, панно, и ювелирные украшения: кулоны, серьги, броши. Эмалевые панно используют в манере древнерусской живописи для создания сюжетов битв русских воинов с иноземными захватчиками (к примеру, панно-триптих «За землю русскую» А. А. Хаунова или панно «Ледовое побоище» Н. А. Куландина); сценки народной жизни, фольклорные сюжеты, панорамы Ростова Великого, пейзажи, композиции на современные темы.

А. А. Хаунов. Панно-триптих "За землю русскую". 1982

А. А. Хаунов. Панно-триптих «За землю русскую». 1982

Н. А. Куландин. Панно "Ледовое побоище". 1982

Н. А. Куландин. Панно «Ледовое побоище». 1982

Сюжеты коробочек перекликаются с сюжетами панно: пейзажи, городские виды, менее масштабные композиции, чем сцены побоища; добавляются цветы. Портретные миниатюры можно увидеть на кулонах, пластинах. В ювелирных украшениях используется цветочная тема.

А. А. Хаунов, Л. Н. Матакова. Коробочка "Цветение". 1979

А. А. Хаунов, Л. Н. Матакова. Коробочка «Цветение». 1979

1. А. А. Хаунов, Л. Н. Матакова. Коробочка "Ростов". 1976. 2. В. Д. Котков. Панно "Ростовский кремль", панно "Ростовские звоны". 1982. 2.

1. А. А. Хаунов, Л. Н. Матакова. Коробочка «Ростов». 1976.
2. В. Д. Котков. Панно «Ростовский кремль», панно «Ростовские звоны». 1982

1. Н. А. Куландин. Пластина "Свидание". 1973. 2. Панно "Жницы". 1972-1973

1. Н. А. Куландин. Пластина «Свидание». 1973. 2. Панно «Жницы». 1972-1973

1. Н. А. Куландин. Миниатюра "А. В. Суворов". 1979. 2. Миниатюра "Богдан Хмельницкий". 1979

1. Н. А. Куландин. Миниатюра «А. В. Суворов». 1979.
2. Миниатюра «Богдан Хмельницкий». 1979

А. А. Хаунов, Л. Н. Матакова. Ювелирный гарнитур "Цветы Ростова", браслет "Росинка". 1982

А. А. Хаунов, Л. Н. Матакова. Ювелирный гарнитур «Цветы Ростова», браслет «Росинка». 1982

   В наши дни тематика изделий и область их применения еще более расширилась. Новые сюжеты берутся на основе творческого переосмысления направлений искусства 20 в., и современная жизнь дает много идей, и перерабатывается опыт прошлых веков, и присутствует свое видение, уникальность, новизна. Можно заказать корпоративный подарок, к примеру, панно, оформленное в багет. Изготовляются уникальные предметы посуды: братины, икорницы, бокалы, ковши, креманки, кубки, подстаканники и др.

   Ростовская финифть пользуется успехом в России и за рубежом, где проводятся международные выставки и ярмарки (Польша, Болгария, Канада, Испания и много других стран). Лучшие произведения эмальерного искусства Ростова представлены в музеях Ростова, Ярославля, Москвы, Санкт-Петербурга.

   Искусство ростовской финифти впечатляет необыкновенным изяществом, высоким мастерством, где уделено внимание каждой детали, и в то же время создается удивительная гармония колорита, сюжета и обрамления.

Источники:

1. Гончарова Л. Текст. Ростовская финифть. Москва: Планета, 1985. Комплект из 15 цветных фотооткрыток.

2.

Фотоисточники:

Ростовская финифть. Москва: Планета, 1985. Комплект из 15 цветных фотооткрыток.

Share this post for your friends:
Friend me:

Ростовская финифть: 7 комментариев

  1. Одно удовольствие читать: «Искусство ростовской финифти впечатляет необыкновенным изяществом, высоким мастерством, где уделено внимание каждой детали, и в то же время создается удивительная гармония колорита, сюжета и обрамления».
    БлагоДарю!

  2. Первый раз в жизни прочитала про ростовскую финифть, хотя знала и пользовалась предметами с этим красивым украшением. Спасибо, Аллочка, за это знакомство! С нетерпением жду ваши следующие публикации. С уважением, Татьяна.

  3. Искусство ростовской финифти впечатляет необыкновенным изяществом, высоким мастерством, где уделено внимание каждой детали, и в то же время создается удивительная гармония колорита, сюжета и обрамления.
    СУПЕР! СПС!

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>