Птицы счастья

Птица подвесная, выполненная по авторской технологии. 21 в.

Птица подвесная. Авторы: А. и А. Гурины. 21 в.

Птиц начали изображать очень давно, известны палеолитические находки наскальной живописи. В мифологии народов разных стран встречается очень много различных птичьих образов. Причем эти образы могут быть прототипами реальных или фантастических птиц, или существ гибридной породы (Пегас, сирены, грифоны и т. д.). В славянской мифологии и русских сказках нам известны: Страх-Рах, Стратим-птица, Ноготь-птица, Ворон Воронович, Финист — ясный сокол, жар-птица, сирины, берущие происхождение от древнегреческих сирен, алконосты.

   Образ птицы связан с образом мирового древа или древа жизни. Птица на мировом древе обозначает верх и противопоставляется низу – животным хтонического типа, прежде всего, змее; в других трактовках – противопоставляется – рыбам, у ряда сибирских народов – мамонтам. Отражение такого противопоставления встречаем в сказочных мотивах: в награду за спасение птенцов на дереве (дубе) от змея Ворон Воронович, Ноготь-птица, Орел выносят героя из подземного царства, где он добыл живую воду, на землю. Распространены представления о птицах как тотемах, первопредках племени. Шаманы использовали когти, перья, крылья птиц, как свою атрибутику. В русском фольклоре встречаются превращения героев и героинь в птиц, и А. С. Пушкин перенес образ Царевны-лебеди из русских сказок. Известны русские обрядовые праздники встречи весны, связанные с прилетом первой весенней птицы; выпускание птиц на волю, печенье ритуальных птиц из теста «жаворонков». Из древних мифопоэтических представлений закрепились за многими птицами и различные характеристики. Сорока – воровка, распространение молвы, как и ворона; аист – плодородие, долголетие, предвещает рождение детей, как и цапля; голубь в ряде традиций выступает как символ души умершего, в христианстве – символизирует святой дух; индюк в ряде традиций выступает символом глупости, напыщенности; страус закрепился в русских традициях как сказочная птица, «мать всех птиц», Стратим-птица в древнерусской «Голубиной Книге» и т. д.

   Изображение птиц в Древней Руси берет свое происхождение с языческого прошлого. Известна новгородская деревянная резная колонна 11 в. с изображением мифического грифона. Грифоны встречаются и в белокаменной резьбе русских соборов. Птицы-сирины встречаются довольно часто как в резьбе по дереву, так и в росписях. Изображения птиц усматриваются и в народных вышивках. В народном искусстве птицы часто изображались в переплетении растительного орнамента. Если исходить из более древней языческой трактовки – символа мирового древа и птицы на нем. Если брать более позднюю, христианскую символику – то это птицы в райских кущах. В любом случае изображение птиц в вышивке ли, резьбе по дереву или росписи символизировало доброе начало, плодородие, несло в себе обережную функцию. Распространены солярные знаки с вписанными в них изображениями птиц в северодвинских росписях.

Фрагмент прялки. Пермогорская роспись. Автор Е. М. Ярыгин. Нач. 20 в.

Фрагмент прялки. Пермогорская роспись. Автор Е. М. Ярыгин. Нач. 20 в.

Чаша. Пермогорская роспись. В центре - изображение птицы Сирин.

Чаша. Пермогорская роспись. В центре — изображение птицы Сирин.

 

   Отдельная тема – птица в полете. Полет птиц – захватывающее зрелище, нечто недоступное природе человека. Леонардо да Винчи сделал наблюдение, что птица в полете совершает траекторию движения крыльями, напоминающую восьмерку. И это легло в основу формы воздушного винта, пропеллера.

Фото. Автор: Д. Филипьева

Фото. Автор: Д. Филипьева

Фото. Автор: Д. Филипьева

Фото. Автор: Д. Филипьева

В русском народном искусстве известны резные птицы счастья, как их называют, запечатленные в полете.

   Туловище и голову такой птицы вытачивают из сосновой чурки. По бокам врезаются тончайшими пластинками-дранками размашистые крылья. Хвост расходится с помощью таких же дранок пышным веером. Голову венчает крошечный хохолок. Когда-то такую птицу как семейный тотем-оберег подвешивали в переднем красном углу деревенской горницы, где стоял обеденный стол. На него ставили самовар и резная чудо-птица под воздействием горячего воздуха начинала крутиться вокруг оси, словно парить в воздухе. Птицы могут дополнительно украшаться росписью. У известного мастера-резчика таких птиц Александра Ивановича Петухова из поселка Волошка Архангельской области их несколько разновидностей: птицы-солнца, птицы-вестники, птицы «добрые» и птицы «злые», птица-сирена «о двух головах» и обычная тетерка.

Птица счастья. Архангельская обл. Автор А. И. Петухов. 20 в.

Птица счастья. Архангельская обл.
Автор А. И. Петухов. 20 в.

Для создания такой птицы требуется наблюдать за рисунком дерева, не нарушив его текстуры, чтобы птица действительно смотрелась гармоничной, легкой, словно выпорхнувшей из сказочной чащи. Говорят, что такая птица приносит в дом счастье… Но то, что появляется на душе праздник при виде ее, не требует доказательств.

Птица счастья. Архангельская обл. Автор А. И. Петухов. 20 в.

Птица счастья. Архангельская обл.
Автор А. И. Петухов. 20 в.

Используемая литература:

  1. Олег Ларин. Поклонись дереву. – Москва: Молодая гвардия, 1985. – С. 31-41.
  2. Мифы народов мира: энциклопедия: в 2 т. – Т. 2: К-Я. – Москва: Научное издательство «Большая Российская энциклопедия. – С. 346-349.

Фотоматериалы:

  1. Величко Н. К. Роспись: техники. Приемы. Изделия: энциклопедия. – Москва: АСТ-ПРЕСС, 1999.
  2. Ларин Олег. Поклонись дереву. – Москва: Молодая гвардия, 1985.
  3. Фотографии Дарьи Филипьевой.
  4. Фото из личного архива автора статьи.
Share this post for your friends:
Friend me:

Птицы счастья: 3 комментария

  1. За сравнительно короткий срок производство деревянной «птицы счастья» было освоено ремесленниками во многих регионах и ведется сейчас не только по всей России, но и на Украине, Белоруссии, Литве и Чехии.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>