Многогранность творчества

   10 июля в состоялось открытие выставки «Раздвигая границы». Выставочное пространство вместило в себя около 60 подносов и декоративных изделий, выполненных художниками тагильской росписи Светланой Юрьевной Контур и Евгенией Анатольевной Новокшоновой.

   Художники следуют традициям нижнетагильского промысла, сохраняя приемы и технику, и в то же время экспериментируют с цветом, композицией, сюжетами.

   Яркие, необычные эксперименты с цветом ставит Светлана Контур. Сложные, выходящие за рамки привычных представлений о тагильской росписи, сочетания тонов, под кистью мастера достигают гармонии. Ей удается, как композитору с нотами, подчинить себе яркое многоцветие, сложить из множества оттенков красивый цветовой аккорд.

С. Ю. Контур. Поднос "Сон павлина", 2013. Металл, масло, золотая паста, лак

С. Ю. Контур. Поднос «Сон павлина», 2013. Металл, масло, золотая паста, лак

   Светлана не перестает удивлять разнообразными цветовыми гаммами, построенными на резких контрастах, на тонкой нюансировке двух-трех цветов или вообще монохромными.

С. Ю. Контур. Поднос "Сказка", 2013. Металл, масло, золотая паста, лак

С. Ю. Контур. Поднос «Сказка», 2013. Металл, масло, золотая паста, лак

С. Ю. Контур. Поднос "Ледяные ландыши", 2014. Металл, масло, лак

С. Ю. Контур. Поднос «Ледяные ландыши», 2014. Металл, масло, лак

 

С. Ю. Контур. Поднос "Глубины моря", 2013. Металл, масло, серебряная паста, лак

С. Ю. Контур. Поднос «Глубины моря», 2013. Металл, масло, серебряная паста, лак

Светлана Контур экспериментирует и с орнаментом, подчиняя его общему художественному замыслу. Так в подносе «Глубины моря» цветочная композиция по тонам соответствует цвету моря, а орнаментом выступают раковины, морские звезды, кораллы. Здесь орнамент связан непосредственно с сюжетом композиции и, помимо обрамления, несет в себе смысловую нагрузку.

На подносе «Сплетение веков» орнамент занимает половину композиции и является ее частью.

С. Ю. Контур. Поднос "Сплетение веков", 2013. Металл, масло, серебряная паста, лак

С. Ю. Контур. Поднос «Сплетение веков», 2013. Металл, масло, серебряная паста, лак

   Светлана разнообразит материалы: помимо жестяных подносов пишет на изделиях из стекла, дерева, камня, требующих иной подачи, согласно материалу и форме предметов.

   Евгении Новокшоновой удаются смелые композиционные находки. На подносе «Звонкая песня лета» автор совмещает два сюжета: цветочный и пейзажный. Разные приемы письма сочетаются друг с другом, благодаря композиционному построению и цветовой гамме.

Е. А. Новокшонова. Поднос "Звонкая песня лета", 2010. Металл, масло, золотая паста, лак

Е. А. Новокшонова. Поднос «Звонкая песня лета», 2010. Металл, масло, золотая паста, лак

   На подносе «Молитва» Е. Новокшоновой на первый план выступает лицо девочки и букет веток вербы. На втором плане — расплывчатое изображение иконы Иисуса Христа. На подносе соблюдена традиция классического направления тагильской росписи с применением законов перспективного удаления, объемности изображаемого. Индивидуальность автора чувствуется в выборе сюжета, в решении образа. «Молитва» вызывает чувство умиротворения. Приподнятой вверх голове девочки вторит в противоположном направлении движение веток вербы и наклон иконы. Платок уравновешивается близкими по тону почками вербы и тонами заднего плана. Поднос приковывает к себе внимание, благодаря гармоничному сочетанию формы, изображения и тонов.

Е. А. Новокшонова. Поднос "Молитва", 2014. Металл, масло, золотая паста, лак

Е. А. Новокшонова. Поднос «Молитва», 2014. Металл, масло, золотая паста, лак

   На подносе Евгении Новокшоновой «Предчувствие весны» передано настроение ожидающей весну девочки. Поза, взгляд, пейзаж за окном – все знакомо зрителю, и он будто тоже вовлекается в процесс ожидания.

Е. А. Новокшонова. Поднос "Предчувствие весны", 2010. Металл, масло, золотая паста, лак

Е. А. Новокшонова. Поднос «Предчувствие весны», 2010. Металл, масло, золотая паста, лак

   Цветочные композиции у Евгении разнообразны: от цветовых контрастов до нежнейших тональных переходов. В «Февральском махаоне» через цвет передаются суровые морозы уходящей зимы.

Е. А. Новокшонова. Поднос "Февральский махаон", 2011. Металл, масло, серебряная паста, лак

Е. А. Новокшонова. Поднос «Февральский махаон», 2011. Металл, масло, серебряная паста, лак

   А на подносе «Май» выражено настроение счастливой безмятежности, пробуждения к свету, теплу.

Е. А. Новокшонова. Поднос "Май", 2011. Металл, масло, золотая паста, лак

Е. А. Новокшонова. Поднос «Май», 2011. Металл, масло, золотая паста, лак

   В экспозиции представлены подносы Е. Новокшоновой с городским пейзажем («Вид на улицу Александровскую. Нижний Тагил»), на военную тематику («Слезы героя»).

   На выставке зритель увидит вольные копии Е. Новокшоновой и С. Контур с произведений В. Д. Поленова, Рафаэля, А. Мухи. Народные темы, решенные декоративно, плоскостно, по лубочным мотивам, представлены в триптихе «Деревенька моя» С. Контур и «Грушино учение», «Рыбацкие байки» Е. Новокшоновой.

   Художники находятся в неустанном поиске, на чем основывается любое развитие, и, действительно, «раздвигают границы», расширяют возможности тагильского промысла.

   Выставка продлится до 1 августа.

Share this post for your friends:
Friend me:

Многогранность творчества: 4 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>