Красочный мир Христины Денисовны Чупраковой

Часовня Вознесения. Нач. 19 в. Перевезена из д. Карпова, Верхотурского района. В этой часовне размещается постоянная экспозиция работ Х. Д. Чупраковой

Часовня Вознесения. Нач. 19 в. Перевезена из д. Карпова, Верхотурского района. В этой часовне размещается постоянная экспозиция работ Х. Д. Чупраковой

Произведения художников, неважно – профессионал это или народный умелец, хранят частичку истории, быта. Многие работы мастеров из народа так и остались неизвестными. Кто-то писать не умел, а кто-то не считал нужным подписывать свои произведения. А где-то и техника исполнения не позволяла поставить подпись.
В Нижнесинячихинском музее-заповеднике стоит часовня, перевезенная из деревни Карпова, Верхотурского района. В ней размещена постоянная выставка работ народной мастерицы Х. Д. Чупраковой.
Христина Денисовна Чупракова (1902-1984) родилась в деревне Кутенево. Всю жизнь она прожила в непрестанной работе, и творчество стало ее отдушиной. Материал брала недорогой, сподручный. Перепробовала разные техники: папье-маше, вязание, шитье, вышивание, аппликацию объемную и машинную, письмо масляными красками. Сюжеты находились сами собой – из жизненных наблюдений.
Вот ее произведение «Лампочка Ильича». Издалека – обычный коврик. Но, присмотревшись, можно заметить язык символов. – В центре круговой композиции находится крестьянский домик со светлыми окошками, — знак того, что электричество добралось до самых отдаленных уголков страны. Далее композиция превращается в красочный орнамент, где дважды повторяется мотив электрической лампочки.

Лампочка Ильича. Ткань, кожа искусственная; аппликация машинная. Автор: Х. Д. Чупракова

Лампочка Ильича. Ткань, кожа искусственная; аппликация машинная. Автор: Х. Д. Чупракова

   В произведении «Колхозный сад» композиция поделена на три части. Справа и слева колхозницы разгуливают с собаками на поводках. В центре в полукружие орнамента вписана корзина с цветами. Завершает композицию орнаментальная полоса, пущенная по верхнему и нижнему краю. Богатая цветовая гамма ковра уравновешивается спокойным темным фоном.

Колхозный сад. Ткань, кожа, мех; аппликация объемная и машинная. Автор: Х. Д. Чупракова

Колхозный сад. Ткань, кожа, мех; аппликация объемная и машинная. Автор: Х. Д. Чупракова

   Встречаются композиции с абстрактными ромбическими мотивами, для которых также характерно трехчастное деление. Но ни одна из них не повторяет рисунок и цветовую гамму другой.

Ромбики. Ткань, кожа искусственная. Автор: Х. Д. Чупракова

Ромбики. Ткань, кожа искусственная. Автор: Х. Д. Чупракова

   На что опиралась в своих наблюдениях Христина Денисовна? – Вполне возможно, что на композиционную трактовку ее ковров оказало влияние искусство иконописи и народная роспись. Ярусное деление композиции встречается в житийных иконах. Свободное заполнение пространства цветочными мотивами свойственно уральской росписи.

Сад Анапы. Ткань, кожа искусственная; аппликация машинная. Автор: Х. Д. Чупракова

Сад Анапы. Ткань, кожа искусственная; аппликация машинная. Автор: Х. Д. Чупракова

   В произведении «Сад Анапы» цветы размером с деревья и птицы парят в воздухе. Но ковер-картина не кажется хаотичной. Равновесие удерживается домом, стоящим по центру, водной гладью с парными фигурками птиц, рыб, детей в лодке, размерами цветов, по диагонали совпадающими с размерами деревьев, орнаментом, завершающим композицию, и в целом, динамичной цветовой гаммой.
Интересная трактовка ковра «Заповедник». Тут и трехчастное деление композиции фоном, и свободное расположение животных в пространстве.

Заповедник. Ткань, кожа искусственная, поролон. Автор: Х. Д. Чупракова

Заповедник. Ткань, кожа искусственная, поролон. Автор: Х. Д. Чупракова

   Х. Д. Чупракова писала вольные копии маслом с репродукций художников. Нигде живописи не училась, сама, как могла.

Богатыри. Вольная копия с работы В. М. Васнецова. Автор: Х. Д. Чупракова

Богатыри. Вольная копия с работы В. М. Васнецова. Автор: Х. Д. Чупракова

   Христина Денисовна тяготела к скульптурным изображениям: рельефами на коврах, созданием фигурок людей, животных. Лица у объемных фигур выполняла из папье-маше, иногда из глины.

Плотники за работой. Автор: Х. Д. Чупракова

Плотники за работой. Автор: Х. Д. Чупракова

ТРойка. Автор: Х. Д. Чупракова

Тройка. Автор: Х. Д. Чупракова

Макет ткацкого станка. Автор: Х. Д. Чупракова

Макет ткацкого станка. Автор: Х. Д. Чупракова

Олимпийский мишка. Автор: Х. Д. Чупракова

Олимпийский мишка. Автор: Х. Д. Чупракова

   Однажды выставку посетили немцы, приехавшие из Германии, и очень удивились, увидев фигуры немецких фигуристов. Христина Денисовна была очень любознательна. Она продавала свои работы и к концу жизни скопила себе на состояние. Когда ее спросили: «Как Вы потратили свое состояние»? Она ответила: «Купила телевизор. — Мир посмотреть».
Произведения Х. Д. Чупраковой хранятся во многих музеях России, одно -  в Лондоне. Ее работы можно отнести к наивному искусству. Детская радость заполняет сердце, когда соприкасаешься с творчеством самобытного художника Христины Денисовны Чупраковой.

Статья написана по материалам экскурсии в Нижнесинячихинский музей-заповедник деревянного зодчества и народного искусства имени И. Д. Самойлова.

Фотографии автора статьи.

Share this post for your friends:
Friend me:

Красочный мир Христины Денисовны Чупраковой: Один комментарий

  1. Милая АллА! весьма интересная и познавательная статья о творчестве Христины Денисовной Чупраковой!
    Мой респект
    БлагоДарю

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>