Глиняная игрушка: происхождение

   Глиняные игрушки имеют давнюю историю. Первые известные игрушки относятся ко II веку до н. э. Сохранились, в основном, игрушки 10-15 вв., найденные при раскопках городов Киева, Рязани, Москвы, Коломны и др. Серьезное изучение русской игрушки началось в конце 19 – начале 20 веков.

В давние времена их использовали как ритуальные фигурки, связанные с обрядами календарных сельскохозяйственных праздников, сопровождающихся свистом, отсюда и свистульки. Известна с древности и обережная функция свистулек. По славянским понятиям свист отгоняет «нечистую силу», злых духов. Изготовление свистулек приурочивалось к весеннему празднику «свистопляске», хранящему языческие традиции и посвященному Яриле – славянскому богу солнца и плодородия. В дальнейшем, когда свистулька перестала выполнять обрядовые функции, ее развитие пошло по двум направлениям. Первое – это распространенный во многих странах духовой музыкальный инструмент окарина со свистковым устройством, род флейты, (итальянское – ocarina – дословно «гусенок»). Ее глиняный, фаянсовый или фарфоровый корпус имеет до десяти отверстий для изменения высоты звука в регистрах от сопрано до контрабаса. И второе направление – народная игрушка, где свистулька может быть самостоятельным образом, к примеру, в виде птицы или частью композиции, как у филимоновской барыни с птицей-свистулькой под мышкой.

Кони. XI-XIII вв. Глина. Найдены при раскопках Коломенского Кремля. Московская обл.

Кони. XI-XIII вв. Шар-погремушка. 15 в. Глина.
Найдены при раскопках Коломенского Кремля. Московская обл.

Служили глиняные фигурки и как талисманы-обереги. Игрушки из глины создавались, в отличие от скульптур, без стремления передать анатомические особенности, достаточно было одной-двух деталей, чтобы получить коня, отличного от коровы. Глиняная фигурка создавалась как образ, связанный с заложенными в него метафорическо-мифологическими знаниями. В основном это образы, воплощавшие природные силы, к примеру, Конь-Солнце. В каргопольской игрушке встречается образ Полкана, что перекликается с древнегреческим кентавром. Изображения баб восходит к ритуальным куклам, которые связывались с аграрной магией. Колоколообразная форма юбок тоже отсылает к магии плодородия.

Барыня. Дымка.

Барыня. Дымка.

Любимыми в народе были образы коня, оленя, медведя, птицы, всадника, барана, козла. Медведь по древним понятиям предвещал пробуждение природы, был символом могущества (хозяин леса в русских сказках). Конь – слуга Солнца, несущий его благодать. Птицы – вестники весны и лета и богини Матери-Земли. Козел покровительствовал урожаю, являл собой добрую силу. Корова и баран были символами плодородия и могущества. Олень – символ изобилия и удачного брака.

В основе всех народных глиняных игрушек лежат три: конь, птица и баба. Из них с незначительными изменениями создавались другие. Из птички рождаются все свистящие игрушки. Конь может превратиться в корову, козу или барана. Баба становится основой многофигурных композиций или трактуется по-разному в местах обитания игрушечных промыслов. Промысел рождался в определенной местности, начиная с нескольких крестьян, которые вырабатывали характерные черты промысла, вариативность образов. Если промысел становился удачным, то им начинала заниматься вся деревня, слобода или село. Отсюда идут слободы ремесленников, деревни игрушечников. Глина той или иной местности также диктовала свои условия для складывания промысла. Например, существует довольно веское предположение, что филимоновские игрушки обязаны своими самыми длинными шеями именно местной глине «синике». А красная глина дымковской слободы хорошо держит налепные декоративные детали.

Пластика и размеры глиняной игрушки были рассчитаны для ребенка. Все чрезмерное, лишнее отсекалось. Создавался лаконичный образ игрушки с тайной, сказкой, заложенной веками, и будилась детская фантазия: что скрывается за этим образом. Происходит игра-диалог ребенка со взрослым. Старший может объяснить, откуда этот образ, а дети могут сами придумывать с этими игрушками сказки, истории. В фигурках заложена наша культура, многовековая память народа.

Цвет, как и форма в народной игрушке имеет символическое значение. Красный – огонь, солнце, цвет земли. Желтый – цвет хлебной нивы и снова солнца. Зеленый – растительный орнамент, символ возрождения жизни. Синий, голубец воды и неба, цвет космоса. Белоснежный фон, белый цвет издавна считался символом чистоты, света, светлых сил. Орнамент, встречающийся на игрушках, также несет смысловую нагрузку. Солярные знаки или символы солнца, представляющие из себя розетки или орнаментальные круги, встречаются часто в народном искусстве: и в резьбе, и в росписях, и в вышивке. Мы можем их наблюдать и в глиняных промыслах: филимоновской, каргопольской, дымковской игрушке. Солярные знаки на изделиях – это зашифрованные пожелания добра, света, благополучия. По большей части орнаменты, которые мы встречаем на глиняных игрушках, имеют древнее происхождение: точечный орнамент, расположенный в квадратных ячейках, цветных полосах, символизирует распаханную землю и посеянное на ней ровными рядами зерно. Горизонтальные и вертикальные линии в орнаментах означают знаки воды небесной и земной. Какие-то приемы могли возникать из случайностей. К примеру, любимый филимоновцами желтый фон предположительно возник от того, что игрушки обжигались рядом с горшками, покрытыми желтым луковым красителем, и охристые капли могли попадать на игрушки. «Северные» игрушки, да и росписи, по колориту более яркие, контрастные, чем из южных территорий. К примеру, вятская (дымковская), филимоновская (из Тульской области), каргопольская «северные» игрушки гораздо ярче более сдержанных из южных областей – Курской, Орловской, Рязанской. Видимо мастера недостаток тепла и морозные зимы компенсировали в ярких красках, чтобы душа радовалась.

Народные игрушки являются вдохновением для художников. К примеру, у Леонида Гландина в картинах часто виден мотив народной глиняной игрушки. Ознакомиться подробнее с его творчеством можно здесь: http://арт-релиз.рф/tag/%D0%BF%D0%B0%D1%81%D1%82%D0%B5%D0%BB%D1%8C/

Современные художники, создавая свои арт-объекты, обращаются к разным материалам, и к глине, в частности. На выставке «Русское бедное», которая прошла в разных городах России, и с 16 июля 2014 г. открылась в Екатеринбургском филиале ГЦСИ (Государственного Центра современного искусства), был представлен «Психоделический фургон» (1997 г.) Александра Бродского. Для создания фургона была задействована необожженная глина и видеопроекция, вмонтированная в кузов фургона. В кузове сидят как в зрительном зале одинаковые фигурки людей и смотрят на дорогу в движении, где день постепенно сменяется ночью. «Психоделический фургон» как метафора жизни: день-ночь,  дорога (путь), старое-новое (необожженная глина – на заре цивилизации (старое) и наше время (видеопроекция – новое)…

Александр Бродский. «Психоделический фургон» (1997 г.) Екатеринбургский филиал ГЦСИ. Выставка "Русское бедное"

Александр Бродский. «Психоделический фургон» (1997 г.) Екатеринбургский филиал ГЦСИ. Выставка «Русское бедное»

Видео-ссылка арт-объекта «Психоделический фургон»:

Источники:

  1. Абрамычева, Н. Мир народной игрушки // Юный художник. — 2007. — № 4. — Москва. – С. 43-45.
  2. Бондарь, А. Чистый звук глиняной свистульки // Наука и жизнь. — 2006. — № 6.- Москва. – С. 80-81
  3. Гаврилин, К. Н. Новая книга о русской глиняной игрушке // Живая старина. — 2011. — № 2. — Москва. – С. 64-65.
  4. Горшков, М. М. «Живая глина» // Живая старина. — 2002. — № 4. — Москва. – С. 46-48.
  5. Кандалова, Л.. Символическое значение народной глиняной игрушки // Праздник. — 2008. — № 6. — Москва. – С. 42-43.

Фотоисточники:

1. Фото с посещения выставки Екатеринбургского филиала ГЦСИ (Государственного Центра современного искусства);

2. Архивы сайта.

3. Русские игрушечные кони. — Москва: Советская Россия, 1976.

Share this post for your friends:
Friend me:

Глиняная игрушка: происхождение: 5 комментариев

  1. Здравствуйте, предлагаем Вам услуги комплексного продвижения вашего сайта, подробнее с нашими услугами Вы можете ознакомиться по ссылке Извините за беспокойство.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>