Дымковская игрушка

   Промысел глиняной дымковской игрушки был преимущественно женским, как дополнение к мужскому гончарному промыслу. Однако мужчины участвовали в лепке игрушек. Известен, например, Иван Петрович Караваев, живший в начале 20 века. Он занимался изготовлением и продажей глиняных шариков для «Свистуньи» — так называли народное гулянье и ярмарку вятичей, проводимую каждый год весной. Из шариков делали поделки. Караваев сначала сам лепил, но потом стал нанимать мастеров для лепки и игрушечниц-кукольниц. Платил немного: за сотню свистулек давал 30 копеек. В год изготовление игрушек у него исчислялось тысячами.

   Название  «дымковские» игрушки пошло от заречной слободы Дымково в пригороде города Вятки  (отсюда второе название – «вятские»), (теперь город Киров), где постоянно над  домами поднималось много дымков, так как там жили игрушечники, которые обжигали свои изделия в русских печах. Теперь игрушки обжигают в специальных муфельных печах. Слободе Дымково около пятисот лет, основана она при Иване III, и считается, что Иван III переселил часть жителей Великого Устюга на присоединенные к государству вятские земли. Первое название города Хлынов, а потом уже Вятка, и еще позднее – Киров. Ранние образцы работ (если учесть, что глина более хрупкий материал, чем дерево, и быстро может сломаться), датируются 19 веком. Но по разным источникам этот промысел существует давно.

100_6219

А. Мезрина.
Всадник.

 

100_6221

Е. Кошкина. Чаепитие.

   Для дымковской игрушки характерна обобщенность формы, яркий крупный геометрический  орнамент на белом фоне. Одежда дымковских фигурок напоминает моду второй половины 19 века, притом, нарядные платья и костюмы состоятельных семей, или барышень и кавалеров. Самая известная из дымковских мастериц А. А. Мезрина опиралась в своем творчестве на русский лубок, потому что было маловероятным увидеть в начале 20 века водоносок в кокошниках. Лепили фигурки и из своего круга: грибников, парней-гармонистов… Помимо традиционных барынь, нянек, водоносок, кормилиц, всадников, животных и птиц появляются новые бытовые и сказочные сюжеты: «Карусель», «Семья», Маша и медведь», современные сцены из жизни города и деревни: гуляния и чаепития, цирковое представление, прогулка компании в лодке и другие. Свистульки были распространены и давали волю фантазии: это и лошадки в яблоках, утушки и баранчики, гусыни с гусятами и другие. Особенность женских фигур: расходящаяся колоколом юбка, которая служит и декором и устойчивым основанием. Но встречаются и куколки с ножками: идущие за грибами, танцующие, катающиеся на лодке и т. д. Нарядность куклам придают лепные оборки и воланы, головные уборы. Используются скульптурные детали: собачка, корзинка, птичка, муфта, зонтик и т. п.

100_6224

З. Пенкина. С горки.

   Лепят фигурки из местной гончарной глины с добавлением песка. Головки-шарики, ножки и ручки-колбаски соединяются между собой с помощью жидкой глины. Есть свои секреты лепки: например, волан, — колбаска заворачивается в мокрую тряпочку и пристукивается, уплощаясь, затем эта полоска собирается в волнистые сборки. После сушки и обжига фигурки грунтуют – окунают в мел, разведенный молоком (но нежирным), сейчас заменяют водно-эмульсионными белилами; расписывают анилиновыми красками, приготовленными на курином яйце (яичная темпера), иногда дополняют медной поталью (раньше использовали сусальное золото).

   Был период в начале 20 века, когда пошло увлечение гипсовыми отливками. Но по качеству эти отливки во многом уступали глине. В тот период только одна мастерица А. А. Мезрина занималась изготовлением глиняных фигурок, ну и соответственно их раскраской.

   Используют красные, малиновые, желтые, оранжевые цвета, которые усиливаются от соседства с синим, голубым, зеленым. Мастерица А. А. Мезрина использовала и смесь сурика с сажей, дающие в своем сочетании коричневый тон; малиновый фуксин при ослаблении превращался в розовый, а ультрамарин с мелом – в голубой. И «кисти» тогда были простые: лучина с намотанной на нее тряпкой.

Олень, свистулька-тройка.

Олень, свистулька-тройка.

Всегда в небольшом количестве присутствует  черный, максимально контрастируя с белым. В прошлом цвета были строже и мягче по очертаниям, узор – крупнее и проще, лепка небрежнее, но темпераментнее. Игрушки были «на скорую руку». И цвета подбирали друг к другу, чтобы красиво сочетались, впрочем, и сейчас следят за сочетанием цветов. В настоящее время часто функция игрушки утрачивается. В изделиях появляется повествовательность, они увеличиваются в размерах и принимают функцию скульптуры, которая служит украшением интерьера. Но каноничность в характере лепки и росписи сохраняется, что, впрочем не мешает мастерицам создавать новые сюжеты и образы.

100_6223

Л. Фалалеева. Индюк.

В начале 20 в. наблюдается угасание промысла, и художник Алексей Иванович Деньшин буквально спасает его. Он открыл вятскую игрушку в десятых годах 20 в. По книжным источникам, в гимназии на уроках рисования он с другими учениками писал красками с образцов А. А. Мезриной дымковские игрушки, так и узнал о промысле. А. И. Деньшин издал альбом своих зарисовок промысла (в 1917 году публикует книжку с собственными иллюстрациями «Вятская глиняная игрушка в рисунках. Раскраска рисунков ручная, яичными красками, точно скопированными с подлинников»), разыскал и вернул игрушечниц к работе, организовал артель. Известные мастерицы: Анна Афанасьевна Мезрина (1853—1938), Елизавета Александровна Кошкина Зинаида Федоровна Безденежных (дочь Е. А. Кошкиной), Зоя Чарушина, Аня Шахова и другие.

100_6217

Сцена «У колодца».

  Дымковские игрушки вдохновляют художников тканей, фарфора, стекла и т. д. на интерпретации форм, орнаментов, цветовых сочетаний.

   Дымковская игрушка – самая разнообразная среди промыслов русской глиняной игрушки. Другие центры гораздо меньше по количеству мастеров, изделия их не так широки по тематике, что, однако, не делает эти центры менее интересными.

 

Литература:

1.  Рогов А. Кладовая радости. Москва: Просвещение, 1982.

2. Народные художественные промыслы. Москва: Легкая и пищевая промышленность, 1984.

3. Арбат Ю. Добрым людям на загляденье. Москва: Детская литература, 1964.

4. Уткин П. И., Королева Н. С. Народные художественные промыслы. Москва: Высшая школа, 1992.

Интернет-источники: 1. Материалы википедии;

2. Сайт:

 

Фотоисточники из книг:  1. Рогов А. Кладовая радости. Москва: Просвещение, 1982;

2. Арбат Ю. Добрым людям на загляденье. Москва: Детская литература, 1964.

 

Share this post for your friends:
Friend me:

Дымковская игрушка: 5 комментариев

  1. Дымковская игрушка — одно из самых восхитительных и незатейливых народных ремёсел :) Уникальный и удивительный подарок ручной работы!Если хотите оставить необычное впечатление от подарка, смело приобретайте диковинную игрушку. Я очень часто дарю своим близким и знакомым такие необычные подарки, у самой целый набор таких игрушек!Я приобретаю их у молодой девочки-мастера (лепит лет 10 уже!) в группе «Чудо-подарок» за очень выгодную цену!(вот сайт: ) Она, кстати, еще и для деток занятия проводит по лепке.

  2. Благодаря своей простой пластике, простоте узоров, яркости палитры дымковская игрушка широко изучается и используется в детском творчестве, воплощаясь в виде рисунков, изделий из глины и других материалов. Колоритные наряды дымковских барынь нашли отражение в коллекциях современных модельеров

  3. Дымковская игрушка стала одним из символов Кировской области , подчеркивающим самобытность Вятского края, его насыщенную и древнюю историю.

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>