Декупаж

   Декупаж (от французского decoupage – «вырезать») – техника декорирования поверхностей с помощью вырезанных бумажных мотивов. Лак, которым покрывают аппликации, применяется для защиты; и с его помощью изделия выглядят более законченными.

   Эта техника не нова. Ею пользовались еще в 17 веке в Венеции, когда в Европе появилась мода на «восток». Лаковая китайская мебель украсила дома европейцев, но далеко не все могли позволить себе такую роскошь. Венецианские мебельщики, чтобы вернуть себе былую популярность, имитировали с помощью покрытой лаком аппликации восточные инкрустации, что было гораздо дешевле.

   В 18-19 веках декупаж становится популярным среди дам. Картинками оклеивались ширмы, музыкальные инструменты, шкатулки, туалетные принадлежности.

   Позднее с помощью этой техники стали расписывать мебель, стены, потолки…

   В 20 веке, когда совершались великие эксперименты в искусстве и открывались новые направления и течения, художники нередко обращались к техникам, сходным с декупажем. Анри Матисс, ярчайший представитель фовизма (французский – fauvism, от fauve – дикий). Фовисты экспериментировали с цветовыми сочетаниями, что раньше казалось слишком ярким, диким (отсюда и название течения), вспомнить хотя бы «Красных рыбок» Матисса на зеленом фоне. Фовисты брали локальные, чистые цвета, и соответственно неизбежно получили влияние декоративного искусства (восточных миниатюр и т. п.). Матиссу было интересно экспериментировать не только с цветом, но и с материалом. В последний период  жизни состояние здоровья Матисса резко ухудшается, и он разработал технику составления изображения из обрезков бумаги (papiers decoupes). Матисс сам раскрашивает кусочки бумаги гуашью.

А. Матисс. Падение Икара. 1943 г.

А. Матисс. Падение Икара. 1943 г.

   С развитием кубизма (течения, основателем которого считается Пабло Пикассо) художники-кубисты экспериментируют с формами изображаемых предметов. Сначала появляется картина с иллюзией обрывка газетной бумаги с надписью (на самом деле выполненная кистью). Затем возникает коллаж, где обрывок газеты действительно взят «из жизни», то есть настоящий, наклеенный на картину.

Х. Грис. Натюрморт с газетой. 1916 г.

Х. Грис.
Натюрморт с газетой.
1916 г.

Матисс сам придумывал идеи для создания своих «вырезанных» картин. Кубисты стали применять коллаж как дополнение и вплетение инородного предмета в основную мысль произведения. Декупаж близок к дизайну. Тут мы обыгрываем, насколько данное изображение подойдет к форме предмета. В наше время декупаж, благодаря достаточной простоте техники и быстроте в получении результата, пользуется популярностью.

   Рабочие инструменты. Современный декупаж – это уже готовые салфетки (трехслойные) или плотные декупажные карты, появились в продаже и специальные декупажные пакетики по плотности стоящие между салфетками и картами. Необходим и специальный акриловый клей для декупажа, иногда используют и ПВА. Мягкая плоская кисть (лучше всего использовать синтетику, но подойдет и колонок, и белка, у беличей кисти могут выпадать волоски). Дополнительные средства, без которых работа не выглядит законченной, это лаки. Используют акриловые лаки на водной основе матовый или глянцевый, кому как нравится. Иногда для специального эффекта применяют лак на основе синтетических смол. Прекрасную основу под декупаж нужной формы можно сделать, используя самоотвердевающую массу – керамипласт. Ее используют и для лепки некоторых деталей. Существует много дополнительных материалов для придания специального эффекта. Это средства для кракелюра – создания эффекта «старины» за счет декоративного растрескивания поверхности. Структурные гели для создания объема и др.

Тарелка-панно "Осень". Автор: Елена Кузнецова

Тарелка-панно «Осень».
Автор: Елена Кузнецова

Для нашего мастер-класса нам понадобится всего лишь:

 

  • декупажная салфетка;
  • декупажный клей (в крайнем случае – ПВА);
  • вода;
  • мягкая плоская кисть (синтетика);
  • предмет для обклеивания;
  • декупажный лак.

 

Обклеивание цветочного горшка:

 1. Для начала возьмем цветочный горшок. Лучше всего, если горшок пустой. С пустым — легче работать. Если Вы хотите, чтобы салфетка не изменила свой цвет, нужно взять белый горшок или покрасить горшок акриловой краской.100_6249

2. Подготавливаем салфетку для работы. Ее можно аккуратно порвать по размеру горшка100_6251

 3. Где нужен ровный край, применить ножницы100_6252

 4. Удаляем с трехслойной салфетки лишние 2 слоя100_6253

5. Аккуратно накладываем салфетку (желательно небольшой размер-квадратик салфетки, лучше делить на части, так как салфетки быстро высыхают и начинают отклеиваться) и начинаем с середины, постепенно приближаясь к краям, осторожно водить кисточкой, смоченной водой. Часто используют сразу клей, без предварительного смачивания водой.100_6254

6. Затем аккуратно от центра к краям, пока не успела высохнуть вода и салфетка не стала отклеиваться, водим по салфетке кисточкой, смазанной клеем. Не нажимаем сильно, иначе салфетка может порваться.100_6256

7. Осторожно обрываем лишние куски салфетки руками, при этом салфетки должны быть смочены в клее, иначе сухой край плохо рвется.100_6258

8. Соединяем стыки салфеток, чтобы рисунок совпадал. При стыковке загнуть лишнее и оторвать, зашкурить лишнее. Затем очень осторожно водим кисточкой по образовавшимся складкам, чтобы не порвать бумагу. Если где-то выступает горшок — пройтись краской в тон фона.100_6260

9. Поддон горшка также обклеиваем заготовленными заранее остатками салфеток.100_6262

10. Покрываем просохший от клея горшок декупажным лаком. Здесь (на фото) использован глянцевый лак, он дает голубоватый перламутровый отблеск. Несколько слоев лака выглядит благороднее. И после 3 слоев лака можно использовать специальную наждачную бумагу, чтобы отполировать поверхность и убрать мелкие вздутия.100_6263Обклеивание журнального столика декупажными картами:

Декупажные карты, в отличие от салфеток, однослойные и более плотные.

Для обклеивания стола нам понадобились:

  • стол;
  • декупажные карты;
  • клей (можно ПВА);
  • лак (лучше всего подойдет лак, выдерживающий высокие температуры: акриловый лак для саун, износостойкий акриловый паркетный лак).

100_6244

Первоначальный цвет столика (голубой) совсем не вписывался в охристую гамму интерьера. Были подобраны разные декупажные карты на тему города. Наклеивались они с обратной стороны клеем и для надежности клей наносился и на столик (без предварительного смачивания карт водой, как в случае с салфетками). Места, не заполненные декупажными картами, покрывались в тон к изображению гуашью. Затем наносился слой лака. После полного просыхания лака наносился другой слой.

Литература: 1. Вешкина Ольга. Декупаж: креативная техника для хобби и творчества. Москва: Эксмо, 2009;

2.  Герман Михаил. Модернизм. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2005;

3. Ращупкина С. Ю. Декупаж. Лучшая книга о декорировании. — Москва: РИПОЛ классик, 2011.

Фотоисточники:

  1.  
  2. Герман Михаил. Модернизм. Санкт-Петербург: Азбука-классика, 2005

 

Share this post for your friends:
Friend me:

Декупаж: 2 комментария

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Можно использовать следующие HTML-теги и атрибуты: <a href="" title=""> <abbr title=""> <acronym title=""> <b> <blockquote cite=""> <cite> <code> <del datetime=""> <em> <i> <q cite=""> <strike> <strong>